ТехноАвтодок
Моторные масла Присадки для двигателя
   
 

Тест на выносливость для «универсального» масла

Выбирая моторное масло многие с сомнением относятся к маслам, которые принадлежат к разряду универсальных, т.е. подходят и для бензиновых, и для дизельных двигателей. И очень даже зря. Дело в том, что универсальные масла в итоге отвечают гораздо большему количеству требований по качеству, чем их «чистые» аналоги. Чтобы доказать, что вне зависимости от типа двигателя одно и тоже масло может быть эффективным и сохранять свои свойства решили провести эксперимент.

Для получения полной картины изменения характеристик масла в процессе эксплуатации были выбраны два автомобиля с двигателями отличающимися, как по типу, так и режимами работы. В обоих моторах  масло проработало 20 000 км, после чего было слито для оценки остаточного уровня показателей.

Проверке «на выдержку» подверглось масло POLO SYN-PRO 1000 SAE 0W-50, API CI-4/SL. Это полностью синтетическое моторное масло, включающее эксклюзивный пакет присадок POLO-Guard, созданный специально для Вооруженных сил США. Кстати производитель утверждает, что на этом масле можно проехать 40000 км, а представитель марки в Украине с учетом условий эксплуатации рекомендует 30000 км.

На дизельном двигателе испытания проходили в реальных условиях эксплуатации. Дизельный двигатель с турбонаддувом микроавтобуса Mercedes Sprinter, эксплуатировался на солярке с характерным количеством серы от 0,5 до 0,8 % мас,  в городском режиме. Следующим задействованным мотором был спортивный бензиновый двигатель тюнингованного автомобиля, на котором разгонялись до скорости 300 км/ч при высоких оборотах. Условия работы обоих моторов легкими точно не назовешь.

Начнем анализ результатов тест драйвов с изменений вязкостно-температурных свойств.

Изменение вязкости моторного масла в процессе эксплуатации неизбежно. Причем данный процесс может проходить в двух направлениях - увеличения и падения. По увеличению вязкости отработанного масла делают вывод о накоплении в ее составе высокомолекулярных продуктов окисления. Что характерно для масел с минеральной основой.

В нашем случае изменение вязкости в сторону уменьшения объясняется в первую очередь разрушением составляющих присадок, а именно модификатора вязкости. Уменьшение вязкости можно наблюдать в обоих случаях, но его падение ниже нормы только в одном. Причина этого в более жестком режиме работы спортивного двигателя: высокие нагрузки и высокие скорости сдвига. В таких условиях длинные молекулы модификатора вязкости разрываются на мелкие фрагменты, и как следствие этому наблюдается снижение эффективности загустителя. Аналогичный результат наблюдается с численным значением индекса вязкости. В этом случае понижение вязкости также вызвано разжижением масла бензином. Подтверждением этому является достаточное повышение температуры замерзания до –29 ?С по причине накопления продуктов неполного сгорания топлива в процессе работы.

Сравним, что произошло с температурой при работе в дизельном двигателе - незначительное повышение. Это объясняется наличием в масле смолистых и асфальтеновых соединений, которые удерживаются во взвешенном состоянии моющими присадками.

Смотрим дальше, щелочное число наиболее существенная характеристика масла, по которой судят о срабатываемости пакета присадок масла, и собственно о наличие моющих присадок в отработке. В обоих случаях отмечено незначительное уменьшение щелочного числа масла. Про наличие моющих присадок в масле после использования на протяжении 20 000 км также говорит и наличие в достаточных количествах таких активных элементов как фосфор и цинк. Поэтому можно отметить, сбалансированность пакета присадок, а эффективность защиты двигателя доказывает минимальное значение механических примесей. В обоих случаях значения не достигли критического уровня.

Поведя итоги, отметим, что масло имеет действительно мощный потенциал. В обоих случаях падение щелочного числа (при использовании бензина на 11 % и на дизельном топливе 14 %) говорит о его запасе более чем на 20 000 км. Так что во-первых, как мы видим по результатам универсальные масла не только не уступают своим специализированным аналогам, но и в какой-то мере превосходят их по качественным характеристикам. А во-вторых, масло POLO SYN-PRO 1000 SAE 0W-50, API CI-4/SL действительно отвечает заявленным характеристикам и ездить на нем можно 30000 км.

Сведенная таблица результатов


п/п

Наименование показателя

Значение показателей для НОВОГО масла согласно
ТУ
У 21456419.001-95

Исходные показатели качества
POLO SYN-PRO 1000 RACING
SAE 0W-50,
API CI-4/SL

Результат анализа отработанного масла после 20 000 км

Двигатель

Спорт

Mercedes Sprinter

1

Плотность при 20 °С, кг/м3

не более 910

875

867

863

2

Вязкость кинематическая при 100 °С

не менее 12,0

18,3

11,7

12,9

3

Индекс вязкости

не менее 90

180

146

130

4

Температура вспышки в открытом тигле, °С

не ниже 220

221

165

220

6

Температура застывания, °С

не выше  -15

-37

-29

-35

7

Щелочное число, мг КОН на 1 г масла

не меньше 7,0

8,0

6,4

6,2

8

Зольность сульфатная, %

не больше 1,25

0,9

1,09

1,22

9

Массовая часть механических примесей, %

не более 0,015

0,009

0,009

0,003

10

Массовая часть воды, не больше

следы

отсутствие

отсутствие

отсутствие

11

Массовая часть активных элементов, %

  • цинка
  • фосфора

 


не менее
0,09
0,09

 



0,13
0,10

 



0,14
0,09

 



0,12
0,10