ТехноАвтодок
Моторные масла Присадки для двигателя
   
 

Стандарты классификации моторных масел

Все современные моторные масла состоят из базовых масел и улучшающих их свойства присадок. В зависимости от природы базового масла моторные масла подразделяются на минеральные (нефтяные), полусинтетические и синтетические. Отсюда и бытовые названия масел - "минералка", "полусинтетика", "синтетика". И если с "минералкой" все более или менее понятно, то далеко не все ясно с "полусинтетикой" и "синтетикой". Итак, более подробно про эти виды масел.

"Полусинтетика" - это масло на основе смеси минерального и синтетического, иногда "полусинтетикой" также называют минеральные масла после специальной обработки: гидрокрекинга или гидроизомеризации. По своим характеристикам эти масла занимают промежуточное положение между минеральными и синтетическими маслами, т.е. их свойства лучше обычных минеральных масел, но хуже синтетических. По цене же эти масла значительно дешевле синтетических.

При производстве "синтетики" используются базовые масла на основе поли-альфа-олефинов (ПАО), алкилбензолов или эфиров. Наиболее качественные синтетические масла - это масла на основе ПАО. Эти масла обладают превосходными температурно-вязкостными характеристиками, имеют повышенную термическую стабильность, полностью смешиваются с нефтяными маслами, имеют хорошую совместимость с большинством традиционных присадок, гидролитически и химически стабильны и экологически безопасны. Сложность процесса синтеза базовых масел обуславливают и их высокую стоимость.

Надежная работа двигателя в значительной степени зависит от вязкости масла, которая должна подбираться согласно температуре окружающей среды и условиям работы. Во избежание неправильного подбора масла по уровню вязкости, вместо понятий "жидкое", "вязкое", "высоковязкое" Американской Ассоциацией инженеров-автомобилистов (Society of Automotive Engineers - SAE) была разработана особая классификация моторных масел по вязкости .

По обозначению вязкости можно практически со 100%-ной точностью определить природу моторного масла. Если оно синтетическое, то типичные обозначения вязкости будут - 0W40, 5W40; если масло полусинтетическое - 10W40, 10W30; при минеральной природе масла вязкость, как правило, обозначают так: 15W40, 20W50. Хотя бывают и исключения.

Таким образом, если на канистрах стоят обозначения SAE 15W40, SAE 20W50, SAE 30, SAE 5W (иногда аббревиатура SAE может отсутствовать), то это указывает только на вязкость масла, его текучесть, но еще абсолютно не говорит о том, подходит ли оно для Вашего мотоцикла. Классификация по вязкости оценивает только свойства, связанные с текучестью, вязкостью масла, но не дает информации обо всех остальных его свойствах.

По классификации SAE масла подразделяются на шесть "зимних" классов - 0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W (буква W - winter указывает на то, что это зимние масла), их вязкость регламентируется при 100оС и при - 18оС . И на шесть "летних" классов 20, 30, два класса с вязкостью 40: для масел 0W40, 5W40, 10W40 и для масел 15W40, 20W40, 25W40, классы 50 и 60, вязкость которых регламентируется только при 100оС.

При эксплуатации двигателя зимой (при температурах ниже -15оС) ведущие производители двигателей рекомендуют применять синтетические, полусинтетические и минеральные масла с вязкостью SAE 0W40, 5W40, 10W40, 0W30, 5W30, 10W30 летом (при температурах от -15оС и выше) - минеральные масла с вязкостью SAE 15W40. При спортивном использовании автомобиля рекомендуется применять синтетические масла с вязкостью SAE 10W60.

Определившись с вязкостью моторного масла, обратите внимание на его эксплуатационные характеристики (классификация по API ). В зависимости от типа, года выпуска и условий работы двигателя выбирается класс эксплуатации масла по API. На сегодняшний день самая высока классификация по API для бензинового двигателя - SJ, для дизельного - CG-4